Саша Харитонов

Консультант по личностному развитию 

ЛГБТКИАПП+ и не только

Согласно РФ-законодательству, контент сайта содержит информацию 18+ 

Назад к списку

Дню Знаний посвящается 

Начну с эмоционального факта, почти неприлично звучащего в первые дни сентября – откровенно не люблю нашу школу. Недостатки ее всем понятны и известны, и это формат системной ошибки - не случайная погрешность, а заложенное в систему: 

  1.  да, ты здесь в первую очередь подчинен_ая и объект приложения сил, а потом уже личность.
  2. да, учитель_ница не воспитатель_ница, и уровень агрессии и конфликтов не является прямой зоной е_еответственности, поэтому с любыми проблемами в этой системе ребенок в подавляющем большинстве случаев остается од_на на од_ну, зачастую получая дополнительные обвинения. 
  3. да, задача учитель_ницы не мотивировать и делать процесс получения знаний интересным в соответствии с внутренним личным развитием каждо_ой, а проверить запоминание определенных слов, фактов и правил, которые вызубрены на «отвяжись» и испарятся из головы в ближайшие пять лет.
 Последствий из этой системы очень много. 


 Детей, которые пострадали от буллинга и агрессии в школе, где они чувствовали себя не в безопасности ни перед одноклассниками, ни перед учитель_ницами – непозволительно большой процент. Так не должно быть. Это не адекватная система. 


 Люди вырастают, и не знают, чего они хотят, и чем они хотят заниматься. Их не спрашивали об этом последние 10 лет. Их учили вымучено ходить туда, где им не оч. И они продолжают это делать всю оставшуюся жизнь, потому что это единственное, что они умеют и знают про себя: как заставить себя пойти туда, где не оч и делать там то, что не интересно и не понятно зачем, и терпеть откровенно плохие условия и обращение. Это они считают нормой доводы типа "меня пороли и ничего", "тебе больше всех надо что ли", "не высовывайся, хуже будет", "все равно ничего не получится", "все нормальные люди так не делают\делают" и т.д.И это трагично. 


Это последствие школы и воспитания, и общего отношения к детям в РФ. Я не знаю, как где-то еще. Я читал, что в Финляндии иначе. Я видел, что отношение евреев разительно отличается. Я слышал, что в Испании очень любят детей и не орут на них «а я тебе говорила, чо ревешь теперь», если что-то вдруг случилось. Я знаю, что бывает иначе, поэтому свести все к очередной дихотомии из серии «если не так, то всеконецсвета» у сторонников традиционной российской школы не получится. Я знаю, что у нашей школы есть плюсы, мне не хочется ее демонизировать, но те минусы, которые я перечислил, мне кажутся критическими. 


 Мне кажется, что отношение родителей и школа в РФ – это все звенья одной цепи пренебрежительно-насильственного обращения, и это большая часть того, что делает общество таким, какое оно есть. С его бюрократией, и объектным и нечеловеческим отношением как к людям вообще, так и к любому труду и работникам, как со стороны начальства, так и самих работников. Все это одна самовоспроизводящаяся схема, начиная с детского сада и школы. 


 Я иногда думаю про то, что если вдруг сейчас каким-то образом принципы отношения к детям, воспитания и школьной педагогики изменятся – следующее поколение будет жить в стране и обществе, которое разительно отличается от предыдущего. Мне кажется, это один из самых сильных способов поменять ситуацию. И быстрых, потому что «внешние» попытки изменить что-то, как показывает практика, почти не меняют сути, и мы возвращаемся к тем же граблям, только в профиль. Мы остаемся с теми же людьми, которые относятся к другим, как к объектам, не готовы и не способны порой воспринимать чьи-то чувства, которые агрессию, обесценивание и уничижительное обращение воспринимают как норму жизни. Изменение этой культуры мне кажется не менее, и местами даже более важным, чем моментальное внесение законов и тд. Поэтому я думаю, что 

  •  труд отдельных педагогог_инь, умудряющихся работать по человечным принципам, а не тем, которые предусмотрены системой, 
  •  труд и работа родитель_ниц, которые воспитывают детей, давая им максимально возможное количество не только любви, но и пространства, уважения их чувств и границ, 
  • труд и работа тех, кто ведет просветительскую работу, связанную с эйджизмом, бодипозитивом, феминизмом, ЛГБТКИАПП+ и психологической культурой – они неоценимы и максимально важны. И думая о Дне Знаний, я думаю именно об этом, как о наиболее актуальных на данный момент для общества знаниях.