Назад к списку

Что значит "ЛГБТ-френдли" и фем-френдли специалист_ка, если люб_ая компетентн_ая специалист_ка по определению толерантна ко всем людям? 

Когда озвучиваешь мысль о том, что психолог_ине нужно говорить о своей профем, ЛГБТКИАПП+ френдли позиции, и быть в дискурсе, в контексте этой культуры, периодически можно услышать «А зачем? Компетентный специалист по определению толерантен, то есть принимает любого человека». Или «компетентный специалист никогда ничего не будет навязывать». Попробую ответить, чем отличается «компетентный по определению толерантный к любым людям специалист» и «ЛГБТ-френдли специалист». Статья предназначена в первую очередь для помогающих специалист_ок - психолог_инь, психотерапевт_ок, консультант_ок и т.д.


 Психология возникает в культуре и соответствует культурным нормам. 


 

В контексте гетероциспатриархальной психологической культуры многие явления ЛГБТКИАПП+, феминистской, квир культур воспринимаются иначе. 


 •Например, полиамурность может восприниматься как нежелание брать на себя ответственность, нарциссизм и контрзависимость.


 •Небинарность гендерной идентичности может трактоваться как комплекс электры, неконформность и проявление посттравматического синдрома. Из серии «хммм, возможно, вы не принимаете свою женственность/мужественность вследствие определенных событий/отношений/ситуаций». 


•Нежелание женщины выходить замуж или непринятие статуса и определенного поведения патриархальных мужчин как эмоциональная незрелость, виктимность, не принятие «своей женственности», повышенная агрессивность. 


 •Гомосексуальность как результат негативный взаимоотношений с родителями в раннем детстве, отсутствия отца и тд. 


 - вот с этими «проблемами», помимо прочего, и будет работать специалист.


 Психологу/терапевту необходимо опираться на что-то во взаимодействии, и если это будут не диагнозы, то по крайней мере какая-то трактовка этих феноменов будет. И она не может не влиять на ход терапии. То, как будет трактовать эти вещи специалист_ка, будет очень влиять на то, какие вопросы он_а задает, и какие интерпретации предлагает - и это может быть серьезным давлением. 


 То есть не обязательно озвучивать это мнение, и никто не говорит про навязывание прямым текстом. Но это будет влиять. И это будет прекрасно заметно и ощутимо клиент_ке. Более того, для клиент_ок это как раз уязвимые места, давление и агрессию по отношению которым они чувствуют постоянно, в связи с той социальной ситуацией, в которой они находятся. Поэтому это давление на «больные мозоли» и не всегда у клиент_ок будут силы и ресурсы противостоять этому как-то.


 Как может выглядеть давление и его влияние на клиент_ок 


 

Восприятие психологов, как идеальных "объективных прозрачных людей", которые ни в коем случае не влияют на того, кого они наблюдают и с кем они взаимодействуют - это некая иллюзия. Да, это некая задающаяся специалистам установка, но это иллюзия, и это влияние лучше осознавать, нежели упорно закрывать на него глаза.В процессе терапии у человека иногда возникает целый новый понятийный аппарат - начиная со слова "границы", заканчивая "принятием своих чувств". И "никуда не вести в принципе" не возможно.


 Наблюдатель влияет на наблюдаемое. Даже наблюдатель. Человек, который находится во взаимодействии – влияет однозначно. Более того, речь идет ситуации, где один человек уязвим, а другой – обладает определенными привилегиями. Это если мы говорим о нейтральной позиции помогающего специалиста.


 Но кроме этого, есть такие психологические дискурсы, где клиент_ка априори выступает, как объект, а психолог_иня считает себя априори более компетентным человеком в оценке происходящего: ну мало ли что клиент_ка о себе думает, мне виднее, что это инфантильность, нарциссическая акцентуация и "неправильно сформировавшаяся" идентичность, связанная с травматическими ситуациями (между тем, речь может идти о тех идентичностях, которые воспринимаются человеком как органичные, и которые никак не относятся к запросу). Последний раз я подобную позицию слышал от клинической психологини, но думаю, что не только клиническая психология практикует такую точку зрения.


 И это может быть авторитарный стиль работы, когда человек использует свои привилегии, чтобы настоять на своем видении ситуации – то есть оказывает давление на клиент_ку. При этом специалист_ке может казаться, что она, не знаю, доносит до человека внутренний конфликт с маскулинностью, чтобы помочь с ним справиться. Потому что в ее голове маскулинность обязательна для человека с мужским приписанным полом, и решение проблем человека она видит в повышении маскулинности( Допустим, речь идет про агендера, или например, гендерфлюида, который соответствующим образом относится к гендерным стереотипам.) Я сталкивался с подобным поведением – когда психолог_иня говорит «Да, понимаю, тебе не приятно, но я здесь не для того, чтобы говорить тебе приятное. И то, что ты не согласен с этим - это твое сопротивление и вторичные выгоды ситуации». 

 Кто-то сейчас может сказать, что это вопрос профессионализма. Важная деталь ситуации заключается в том, что в ситуации с дискриминируемыми людьми давление оказывается в ту же точку, по отношению к которой оказывается давление обществом. То есть человек в ситуации уязвимости в кабинете специалиста от человека, от которого он ждет поддержки, получает ударную дозу того, что создает токсичную обстановку в его жизни и того, что является травмирующим для него. Поэтому мне кажется важным, чтобы при работе с такими клиент_ками учитывался не только профессионализм, но и культурный социальный подтекст. И специалист_ки были как минимум достаточно с ним ознакомлены, чтобы понимать «подводные камни» ситуации как ЛГБТКИАПП+, так и феминистической и квир-культуры.


  •  Если специалист_ка воспринимает трансмаскулинного человека как «девушку с искаженными полоролевыми моделями», то продуктивной работы не получится. Хорошо, если получится не навредить. Потому что в работе это все равно даже если не будет названо прямым текстом, то будет проявлено. Потому что будет отправной точкой, из которой будет исходить специалист_ка. 


  •  Если психолог_иня/терапевт_ка/консультант_ка считает, что гомосексуальность – это отклонение, связанное с отношениями с родителями в детстве, которое пройдет, если что-то там «проработать», то он_а не будет всерьез воспринимать отношения и чувства человека к людям своего пола. Не будет воспринимать всерьез, если для нее семья – это брак мужчины и женщины, а все остальное – про секс и «искажение направленности влечения из-за отношений с родителями». И это не может не влиять на ее работу с запросом, связанным с отношениями людей одного пола. 


  •  Если специалистка выросла в патриархальном дискурсе, и считает, что одна из главных ценностей и смыслов жизни женщины – это ее романтические отношения с мужчиной и дети, ей будет не просто консультировать феминистку с позицией чайлд фри. И постоянно контейнировать это будет сложно. «А мне вот нормально, когда мне мужчины оказывают знаки внимания на улице, мне приятно»(реальная фраза специалист_ки на консультации) - от психолог_ини подобное можно выслушать один раз. Ну два. Но если девушка пришла работать с тем, что ей сложно находиться в патриархальном окружении, что на нее давит семья, и коллеги, а она крайне негативно воспринимает эти идеи – это будет не уместно. И специалист_ке будет «фонить» эта ситуация, повышая ее личную тревогу – ей будет сложно искренне поддерживать девушку в этой ситуации, и с большой долей вероятности она будет обесценивать ее переживания.. И клиент_ке будет достаточно один или два раза услышать подобное, чтобы решить, что наверное, она часть тем и переживаний не будет упоминать – себе дороже, идеологических споров на эту тему ей хватает и не в работе с психолог_иней, консультант_кой. (и я слышал про такие решения от клиент_ок помогающих специалист_ок) Я думаю, уже понятно, в какую сторону сдвинулась эффективность этой работы. 


  •  Еще один пример: лесбиянка рассказывает специалист_ке о своих проблемах со своей партнеркой. Одна из идей, которые высказывает специалистка – о замужестве.(пример из ВК, от девушки, которая нашла психолог_иню, которая называет себя ЛГБТ-френдли) Ну а что? Может ей замуж надо. Или детей. В контексте патриархальной культуры – да, вполне себе мысль, почему бы не высказать просто как идею. И эта мысль, наверняка будет так и крутиться где-нибудь в подсознании терапевт_ки, потому что, видимо, отношения девушки она всерьез не рассматривает. Ну как, всерьез…ну это же не прямо такие же отношения, как у женщины с мужчиной, правда? Ну потом же ей захочется нормальную семью? Это может быть не вполне осознанной позицией. Или осознанной, и воспринмиаемой как норму - а как иначе?


 Теперь представим обратную ситуацию: девушка приходит рассказывать о своих проблемах с мужчиной, а ей говорят: хммм, может быть тебе стоит завести отношения с девушкой, раз с парнем никак не получается? Может быть ты все-таки лесбиянка, поэтому никак и не получается? – как вам идея? Никак, правда? Вот для лесбиянки, которая пришла на консультацию по отношениям, тоже никак. Для нее это о том, что специалист_ка вообще не понимает, с чем она к ней пришла. 


  •  Еще один классический, не выдуманный, к сожалению, пример: человек, относящийся к транс*спектру, и нуждающийся в принятии, и ресурсах для того, чтобы справиться с гендерной дисфорией, приходит к специалист_ке, которая начинает искать причины гендерной «неконформности», чтобы «проработать травму» и «принять свою женственность/мужественность», упуская из виду, что пришедш_ая клиент_ка в этом не нуждается и пришл_а с другим запросом. 


 Что происходит в подобных ситуациях для клиент_ок?


 

Трата ресурсов на объяснение непонятных явлений, отсутствие работы и в лучшем случае отсутствие пользы, а скорее всего нанесение вреда, и просветительская работа, которой клиент_ки заниматься не должны и не обязаны. Они приходят за другим. При этом специалист_кам может быть не очень заметно, что они задают те же вопросы, на которые клиент_ки уже много раз отвечали людям, которые только знакомятся с этой темой, и что для клиенток это не интересное повторение одной и той же информации. Хочу подчеркнуть, что знакомство с темой и просветительская работа – это половина дела. Потом начинается принятие специалисткой – или не принятие. Ну, например, вышеупомянутое «а мне вот нравится, когда мне мужчины оказывают внимание». Или версия про не принятую женственность. В общем, начинается взаимодействие с культурными нормами. Это должно быть частью терапии и консультирования? На мой взгляд – нет. 


 «Толерантности по определению» не достаточно. 


 Некая «терпимость» к ЛГБТ-клиент_кам от специалистов – этого не достаточно. Терпимость - это про согласие потерпеть что-то, что кажется чуждым, неприятным, не правильным. И "я принимаю всех своих клиентов" не гарантирует отсутствия бытовой гомо-транс-квирфобии и сексизма, которыми пронизано гетеропатриархальное сообщество. Причем, специалист_ка может не осознавать у себя наличие этих вещей, не видеть их. Потому что  он_а не обладает феминистской оптикой, это е_е "слепое пятно". Он_а может даже не увидеть, где он_а говорит дискриминирующие, сексистские и т.д. вещи.


 Необходимо понимать контекст, быть способным находится в этом культурологическом контексте. Потому что то, что мы (и специалисты в том числе) воспринимаем как норму – это культурная норма. Норма для нашей культуры. И чтобы адекватно консультировать людей феминистической, квир, ЛГБТКИАПП+ культуры, нужно понимать эту культуру. 


Трансгендерность, полиамурность, гомо/пан/би/полисексуальность, феминистическая культура и т.д.– это не проявление невроза, они не нуждаются в поиске причины и в терапевтической работе с этими явлениями. Чтобы эта идея автоматически не начинала работать в контексте терапии и работы с клиентом, эти явления должны быть осмыслены, у них должно быть свое место в голове. Их необходимо встроить в свою картину мира. И для этого действительно нужно время и внимание к этому. Просто знания того, что такое явление существует недостаточно - это будет вырвано из контекста и вставлено туда, где ему находит место "родная" для специалист_ки культура. То есть, с большой долей вероятности, это будет патологизирующее отношение.


 Помимо прочего, все это не просто кусочки пазлов, которые можно просто оставить в сторонке, относясь к ним с терпимостью. Это что-то, что является важной частью личности, важной частью контекста и социальной ситуации клиентки. 


И в большинстве случаев и подходов помогающие специалист_ки работают с личностью целиком, а не с «отдельно взятым пазлом». В случае с гетеропатриархальной культурой любо_ая специалист_ка знает контекст – потому что мы все в нем выросли. В случае с феминистической культурой, квир, ЛГБТКИАПП+ культурой – вы вне контекста, пока вы не уделили этому свое время и желание в него погрузиться. 


 

Это как консультировать людей из другой страны и культуры, достаточно далекой от вашей – например, японской. Сложно сделать это без подготовки и погружения – потому что какие-то вещи вы не можете оценить, не зная контекста. Понять, какое значение имеет описанная ситуация – тоже спорно. Какие-то вещи сложно озвучивать – вы не знаете, что они значат в этой культуре. И не знаете, какие вещи окажутся универсальными, а какие нет. Да, это тоже люди, но понимание какого-то контекста будет очень кстати. 


 



Даже если вы «компетентный толерантный специалист», то есть не называете гомосексуала больным, и думаете, что «терпимо» относитесь к феминизму, культура – это нечто базовое для личности, ее важная часть, фактически некий подтекст, то, что для данного конкретного человека является нормой, и для того, чтобы взаимодействовать с людьми, вам нужно будет эти культурные нормы, с которыми вы не знакомы, понять и принять. Я сейчас не про принять, как свои собственные, а принять, как нечто, что вы будете воспринимать как культурную норму в контексте этого общения. На это требуется время и внимание. Их нужно узнать, с ними нужно познакомиться. Их нужно как-то встроить в свою картину мира, чтобы не отвлекаться на это в работе. 


 

Как это можно сделать? Ответ достаточно прост. Читая статьи и тексты, посещая семинары на эту тему для помогающих специалистов, и просто для широкого круга, благо, что они начали появляться. Искренне интересуясь – что это вообще. Как это. Информация об этих явлениях – это не просто ярлык, к которому можно отнестись с терпимостью, ничего не зная об этом – это определенная система знаний, картина мира, в которой живут люди. Наблюдайте за своей эмоциональной реакцией – что сейчас с вами происходит? Сопротивление информации? Отторжение? Обесценивание? Если вы чувствуете это сейчас, то подспудно все это чувствуют ваши клиент_ки, которые приходят к вам с этим. Они чувствуют это в обществе, чувствуют в своей семье, на работе от коллег, и поверьте, они заслуживают того, чтобы придти к помогающ_ей специалист_ке, и чувствовать принятие и поддержку.