Саша Харитонов

Консультант по личностному развитию 

ЛГБТКИАПП+ и не только

Согласно РФ-законодательству, контент сайта содержит информацию 18+ 

Назад к списку

 Немного о взаимосвязи индивидуальной практики помогающих специалистов и психологической культуры в обществе.

Когда-то мне казалось, что индивидуальная терапия спасет нас всех. Что все проблемы от внутренних конфликтов, неумения быть конструктивным, и в общем внутри человека. Кажется странным, но за несколько лет мое мнение по этому вопросу сменилось практически на противоположное. И последнее время я часто думаю о гендерном вопросе в своей практике. Последнее время и не раз и не два приходится говорить на консультациях о том, что

  •  к сожалению, так принято в нашем обществе, и на самом деле это нарушает ваши границы, и является газлайтингом/манипуляцией
  • вы не виноваты в случившемся, хотя это может транслироваться окружающими, 
  • вы имеете право на свои желания/убеждения и поддержку, несмотря на то, что ваша семья/коллеги считают по-другому, и иногда при этом требуют внимания/поддержки для себя. 


 (привожу примеры навскидку, не привязаны ни к каким случаям)


 И думать, думать об этом. И понимать, что наше общество устроено не для людей. Без заботы о людях. Не очень человечно. О том, что слишком многих вещей, с которыми люди приходят на консультацию, могло бы не быть, если бы наш социум был другим.Есть такая метафора про то, что бык – это он на арене и в загоне невротик, который кидается на красную тряпку и тореодора. На лугу – он абсолютно адекватное, спокойное и психологически здоровое существо. В последнее время все чаще вспоминаю ее(и, к сожалению, не могу вспомнить автора). 


 Из примеров.Недавно по случаю слушал вебинар. Тренер говорил о том, что сила воли у нас может уставать, и если человек на работе сдерживался долго, держал себя в рамках, общаясь с клиентами, начальством, или еще что-то, то с большой вероятностью дома он может «сорваться», и вести себя неадекватно. И поэтому, немного назидательно заключает спикер, девушки, не нужно трогать мужчину, если вы видите, что он после работы устал, и день у него был не очень. Потом в голове у него все-таки что-то щелкает, и он добавляет – ну и мужчины тоже, женщин не трогайте в такой ситуации. 
Давайте сравним: 
1) Как относятся обычно к мужчине, в такой ситуации? Хозяин-добытчик просто устал, вспылил, это нормально, бывает, не надо было под руку лезть, что она, не видит, что ли, что он устал? 
2) Как обычно относятся к женщине в такой ситуации? Правильно, баба – нерациональная истеричка. Орет чуть что без повода. 
 Это может быть выражено не так явно, и в более корректной форме, но векторы, я думаю, всеми узнаваемы. 
  • Женщина из второго примера может придти на консультацию с сильным чувством вины. А в процессе выяснить, что ее чувства желания вообще не имеют значения. Имеет значение, то, что она сделала – для родителей, для партнеров, для детей. Не для себя. Для себя в ее жизни места не остается. 
  • Женщина из первого примера тоже может придти с чувством вины. В процессе может выясниться, что она вообще обязана предугадывать чувства и эмоции партнера, а если не угадала, то виновата в том, что он обиделся или разозлился. (Партнер при этом чувства социально приемлемым способом выражать не умеет и не считает нужным) 
Теперь давайте подумаем: ее психологические проблемы связаны с ее «невротичностью», или обусловлены социально-культурной ситуацией? С чем больше?


 

Это просто пример, один из тысяч. Психологическая дискриминация может касаться не только женщин, она очень часто в РФ касается детей – и это отдельная тема, потому что есть много культур, где к детям относятся совершенно иначе. Итальянцы, тайцы, евреи – много кто. И на мой взгляд, это одна из причин того, что наше общество именно такое. Также под психологическую дискриминацию подпадают очень многие категории – ЛГБТКИАПП+, люди с инвалидностью, или люди аутистичного спектра. В принципе общество в РФ на данный момент не приветствует разнообразие, поэтому люди, в чем-то отличающиеся, зачастую сталкиваются с тем, что окружающая среда становится токсичной и не принимающей, склонной к агрессии. 


 Видеть отражение социальных вопросов в практике и понимать, что корень проблемы не в человеке, а в том, что он_а находится/л_ась не в очень адекватной или откровенно непростой и тяжелой ситуации, и е_й никогда не говорили, что так не должно быть. Никогда не учили заботиться о себе, никогда не говорили, о том, что у не_е есть право на свое мнение, на свои границы, на свои желания, и даже на свои чувства. И видеть это раз за разом - это очень впечатляюще. 



Психогенным фактором тех проблем, которые относят к невротическим, являются внутренние или внешние конфликты, и действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму.Об этом мало говорят в психологической среде, больше принято про то, что человек в терапии берет ответственность за свою жизнь, которую он до этого, дескать не брал. Да, это важно. Это то, что неизбежно нужно делать. (И то, что человек приходит к помогающему специалисту, на самом деле говорит о том, что он прекрасно чувствует эту ответственность. Это шаг зрелого человека.) 


 И мне кажется, не менее важно говорить о том, что то, что мучает в данный момент человека – это не его невротичность, ущербность или слабость. А как минимум отражение того, что его формировало. На мой взгляд, это такой тонкий виктимблейминг - говорить исключительно об ответственности человека за свою жизнь и в ней происходящее, не говоря о том, что вообще-то он_а находится в токсичной, агрессивной, не поддерживающей среде/семейной системе, и то, что у не_е в этой ситуации тревога, страх, сложности с общением в социуме и куча всего остального - в этой ситуации это закономерно.


И это вопрос социальной среды, который выходит за рамки психологических причин. То, что сейчас называется невротическими проблемами, очень часто порождают социальные причины и ситуации социального взаимодействия, и они говорят о том, что наш социум должен меняться. Проблема не в конкретных людях, которые приходят к помогающим специалистам. Проблема в обществе. Проблема в отсутствии психологической культуры. В США и Европе она куда выше, потому там психология развивалась семимильными шагами по сравнению с Россией. Я говорю не об отдельных фигурах в науке, не о специалистах, а о распространенности этой культуры. 


 Я глубоко убежден, что тем вопросам, которые обсуждаются в индивидуальном консультировании – границы, потребности, проживание чувств, базовое доверие себе, уверенность в себе, ресурсы – давно пора выйти из сферы психологического индивидуального консультирования. Это то, что должно стать частью общественной культуры.


Ассертивные права должны быть тем, что лежит в основе социальной культуры взаимодействия. Мне хочется верить, что этот процесс уже происходит. Просто немного медленнее, чем хотелось бы. И мне кажется важным начать говорить об этом и формулировать это именно таким образом.