Назад к списку

Патриархальная, феминистичная, квиркультура и психология  

 «Хороший психолог по умолчанию не гомофобен». Это вроде бы очевидно и просто, как разделить на черное и белое. Но не все так просто. Ок, не гомофоб_на он_а, потому что в МКБ гомосексуальность не болезнь. Но на самом деле это никак не защищает от предрассудков цисгетероцентричной матрицы – я, к сожалению, уже не однократно слышал про проявления гомофобии от психолог_инь, позиционирующих себя как «ЛГБТ-френдли». И иногда это было «она начала говорить о замужестве и детях в неуместной ситуации, когда я пришла с проблемами в отношениях с девушкой, предлагая/предполагая, что это решит мои проблемы», и хорошо, если прошло немного времени с начала совместной работы. Но иногда бывают более тонкие и более сложные ситуации. Когда человек говорит о полном принятии различной сексуальности, но обесценивает переживания человека, пришедшего к не_й за помощью. И мне кажется, от этого нельзя отмахнуться. 



 Давайте усложним еще немного. Хороший психолог по умолчанию не трансфобен и придерживается конструктивисткого подхода к гендеру? Ну, психолог_иня может быть вообще не сталкивалась с трансгендерностью, работает с детско-родительскими отношениями, или кризисом средних лет, например. Может быть?А может она настолько не сталкивалась, что считает женственность и реализацию себя в отношениях с мужчиной и материнство самой важной частью жизни женщины? Тут, мне кажется, и люди в гендерном поиске, и т*люди, и феминистки, скорее всего, возмутились. Это уже не хорош_ая психолог_иня? Но таких достаточно.


 А психолог, который ведет себя как приличный джентельмен – называет девушек и женщин «милыми девушками», иногда разговаривает с ними слегка снисходительно, называет «украшением коллектива» и прочие патриархальными прелести? На попытки объяснить, что это не корректно – обижается, говорит, что он к женщинам всей душой. «Права женщин это хорошо, но мы же знаем, что реализация женщиной своего предназначения – это отношения и материнство» При этом, это могут быть уважаемые психолог_ини, с большой практикой и множеством положительных отзывов. Настоящих отзывов своих клиент_ок. Которым они помогли выстроить отношения, разобраться с травмами раннего детства, убрать панические атаки итд. Где эта граница? Как ее провести? 


 Делает ли психолог_иню плох_ой специалист_кой то, что она использует свои знания для того, чтобы составить и провести программу для того, чтобы клиентки «развили свою женственность на примере женских архетипов и проработки отношений с матерью»? К чему я привел эти примеры? Это то, что помогло мне, например, все-таки разделить психологию и культуру.


 Специалист_ка может быть прекрасной гештальт_терапевт_кой, но не понять ваших полиамурных или квирплатонических отношений. Хорош_ая специалист_ка скорее всего будет контейнировать эти свои убеждения, чтобы они не касались вашей работы, если к ней приш_ла клиент_ка с другими убеждениями, и будет опираться на ваши потребности, но практика показывает, что все равно скорее всего так или иначе эти противоречащие слои реальности могут столкнутся. 


 Я слышал такие отзывы от клиенток психолог_инь. Я встречался с интервизией подобных случаев (когда специалист_ка обсуждает работу с коллегами – коллективная супервизия). Я слышал как специалист_ка, позиционирующая себя как ЛГБТ-френдли, и работающая с ЛГБТ, обесценивала переживания человека, отрицая, что это связано с ее внутренней гомофобией. Да, в той ситуации можно было сказать, что это связано с ее не идеальной квалификацией. Но откуда это знать клиенту? Это происходит и с психолог_инями с тремя высшими, постоянным обучением и прочими подтверждениями их уровня. Многие дискриминирующие убеждения могут быть очень тонкими, и находясь внутри этой культуры, они могут быть "слепым пятном" специалист_ки. 


 

Нет ничего, кроме фразы «ЛГБТКИАПП+френдли», «феминистичный/фем-френдли», что может снизить тревогу клиент_ки, находящейся в дискриминируемой позиции, что эти стереотипы «просочатся» сквозь «высокую квалификацию». И к сожалению, даже она не гарантирует. Нет, не обязательно специалист_ка должна быть сам_а ЛГБТКИАПП+. Но, имхо, ее погруженность в квиркультуру важна. И если говорить о феминистичных взглядах – тоже самое. Потому что это позволяет знать определенный социальный и культуральный контекст ситуации, который отражается на той истории, с которой приходит клиент_ка. И контекст и дискурс, в котором будет восприниматься ситуация, являются важными.


 Имхо, это не делает специалист_ок, принадлежащих к патриархальной культуре, априори плохими. Психологи и помогающие специалисты работают по запросу. Если кому-то они помогают – какой-то отдельной аудитории – то, на мой взгляд, все прекрасно. И люб_ая специалист_ка помогает какой-то отдельной аудитории. Нет никого, кто «поможет всем и в любом случае». 


 «Мне не обязательно идти к ЛГБТ-френдли специалисту, главное, что у не_е отзывы хорошие, моей сестре помогла». Вот с этим я не согласен. Если вы скрываете какую-то важную часть себя и априори не доверяете специалист_ке – работа может быть совсем не эффективной. В лучшем случае она займет просто больше времени. В худшем, вы в процессе работы столкнетесь с обесцениваниями и негативным отношением от человека, которо_й уже начали доверять, и перед котор_ой вы уязвимы. Это может усугубить ситуацию. Это с практической точки зрения.


 Хотя внутри себя я думал в первую очередь вообще про эту ситуацию – культура (феминистичная, патриархальная, квир) и психология это разные вещи. Поэтому, как ни странно, может быть психолог-сексист. И психолог-трансфоб. И тому подобные, странно звучащие для многих из нас, вещи. Это может не отменять их успешности в работе с самооценкой, виной, экзистенциальным кризисом, травмами раннего детства людей, которые прекрасно вписываются в цисгетероцентричную матрицу. Но у этого специалиста есть ограничения. И человек, который делает приписку «фем-френдли» или «феминистичный» или «ЛГБТКИАПП+френдли» показывает отсутствие этих ограничений.